городской округ Сокольский Нижегородской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Здравствуйте! Мы Вам рады!

Пользователь
Не зарегистрирован


"Помнить, чтобы не повторить..."

(методическая разработка, посвященная годовщине вывода советских войск из Афганистана)

Автор: Тимичева Марина Михайловна, педагог-организатор

Цель: формирование чувства гордости за солдат и офицеров нашей армии, понимания важности службы в армии.

Задачи:

- познакомить учащихся с фактами из истории военного конфликта в Афганистане;

- развивать у учащихся интерес к историческому прошлому страны;

- активизировать творческие способности обучающихся.

Оформление: в середине комнаты стоит стол, на котором лежат альбом о героях-интернационалистах, Книга памяти, карта; вокруг стоят стулья.

Ход мероприятия:

Почти у каждой войны есть свое отличительное название. Мировая… Отечественная… Малая… Неизвестная… Войну в Афганистане, в которой на протяжении девяти лет участвовали советские солдаты, окрестили как «необъявленную».

В ту ночь пришел приказ в казармы к нам,

Десантникам тревогу объявили.

Сказали нам: летим в Афганистан,

Маршрут уже на картах проложили.

Нам на раздумье время не дано.

Оружие свое готовим к бою,

Войну видали лишь в кино,

А здесь придется жертвовать собою.

Ю. Кирсанов

После Второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских ВУЗах. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха – Закир Шах Муххамед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. В апреле 1978 года Дауд был свергнут и убит. На весь мир было объявлено, что это революция. Этот военный переворот стал прологом к многолетней кровопролитное войне.

Советские власти решили воспользоваться образовавшейся ситуацией для удовлетворения собственных интересов. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.

И вот 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге и перевернулось (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

Первый обучающийся:

За третьим постом – тишина.

И в этой паузе короткой

Мы поднимаем рюмки с водкой

И пьем, не чокаясь, до дна

За тех, кого взяла война.

Две нетронутые рюмки,

Два кусочка «черняшки»

Для Степанова Юрки

И Семенова Сашки.

Два незанятых стула

За столом небогатым…

Юрка пал под Кабулом,

Сашка пал под Гератом.

Как не хватает вас порой,

Собратья наши боевые!

И вы, как прежде, молодые,

А нас состарило войной,

Где смерть за жизнь была ценой.

Две нетронутые рюмки,

Два кусочка «черняшки»

Для Степанова Юрки

И Семенова Сашки.

Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всех отношениях моджахедов: убить человека и надругаться над его трупом считалось особой доблестью.

Мотив выгоды среди афганцев также имел не меньшее значение, чем политические и религиозные факторы. Так, голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днем обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением.

Второй обучающийся:

У офицеров и солдат

Порой военной время свято…

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя,

О, подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя!

И смяв атакой рубежи,

Пошла родная рота,

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший лежишь.

Отчизны юный гражданин

Безмерно любящий Отечество,

Ты отдал жизнь за человечество,

А мог дожить и до седин.

В абсолютном своем большинстве в строю Советской Армии в Афганистане находились молодые люди, попавшие на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде в экстремальных обстоятельствах.

Никто не думал в восемнадцать,

Что в мирный час придется драться –

На чужой земле.

Что годы лучшие из жизни

Отдать придется не Отчизне,

А «необъявленной» войне!

И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях.

Вот отрывки из песен тех, кого нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их мысли чувства.

Обучающиеся читают по очереди:

Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что не сразу сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так писать об этом не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…». Он погиб на 12-й день пребывания в Афганистане.

Бобров Евгений Петрович: «…Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить, донной дизентерии 10 видов. Мама, все цветет, трава, как у нас – зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край свой…». Ему оставалось жить чуть больше месяца.

Грядушкин Сергей Анатольевич: «…Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня, я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14 марта, а на следующий день он погиб.

Севастьянов Алексей Иванович: «…Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе всего доброго, мама!». Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с «похоронной».

Какой любовью и нежностью наполнены письма. В письмах солдат, находящихся в центре боевых действий, нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близких людях.

«Мама» звучит как молитва…

А как тревожно было матерям…

Четвертый обучающийся:

Притронулась губами к камню серому,

Прошел озноб по телу матери.

О, как тяжел и холоден гранит!

Что под собой в земле хранит?

Луч солнца яркого, любовь и радость

Погасли в тесном склепе безобразном.

Мой сын! С тех пор не вижу света я,

Когда глаза твои закрыты не при мне,

В чужой, далекой стороне на камне знойном,

Перед концом, наверное, меня ты вспомнил.

И буду вечно тем терзаться я,

Что не смогла спасти, собой прикрыть тебя.

Афганская война по времени растянулась для нас на две Великие Отечественные. Тысячи молодых ребят прошли через «афганскую мясорубку». Из нашего Сокольского района интернациональный долг выполняли 46 человек. (демонстрация альбомов)

А два наших земляка, два воина – интернационалиста, за мужество и отвагу награждены орденами Красной звезды… посмертно. Это Макаров Сергей Григорьевич и Чигура Андрей Михайлович.

Пятый обучающийся:

Завалы, заслоны, засады,

Барханы, сугробы, ветра.

Наверное, забыть это надо,

Но помнится, словно вчера.

Страна, что «за речкой на юге»,

Как мы ее звали подчас,

Останется песней о друге,

Навечно ушедшем от нас.

В той песне и боль и просторы

Тревожных афганских дорог,

И гордость, и горе и горы,

Где друг отозваться не смог.

А мы вот пришли из-за речки,

Мы обняли жен и детей,

И песню поем на крылечке

Среди невоенных гостей.

Но если концовку припева

Подтянет невидимый друг, -

Мы глянем направо, налево,

И в сторону речки, на юг.

Это была своеобразная война, и иноземцы в ней оказались явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

15 февраля 1989 года стало днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров и служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»

Предлагаю почтить память солдат, не вернувшихся домой из Афганистана, минутой молчания.

Минута молчания.

Шестой обучающийся:

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулеметной строчкой.

В онемевших пальцах

Ложе автомата

И зовут в эфире:

«Где ты, ноль двадцатый?»

А в глазах угасших

Неба синь и звезды.

Мать вдали заплачет,

Прислонясь к березе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Смерть не даст ответа.

Где ты, «ноль двадцатый»?

Тишина в эфире,

Словно все убито

В этом странном мире.

Словно все оглохло

В пламени и дыме:

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки

Юностью бессмертной,

Памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной.

Подходит к концу наше мероприятие, однако не просто решить, на чем поставить последнюю точку. Ведь все то, о чем мы говорили сегодня, по существу еще не окончено. По-прежнему гремят взрывы, по ночам беспокоят афганцев ноющие раны и тревожные сны, не отболевшее в душе прошлое, и остается не распутанным сложный узел проблем.

Любая война трагична. Но хочется верить, что в последние годы мир действительно поумнел и сделал хотя бы несколько необратимых шагов к тому, чтобы навсегда вычеркнуть войну из средств разрешения международных споров и конфликтов из жизни людей.

Звучит песня в исполнении ребят из вокально-инструментального ансамбля.

ГлавнаяНовостиСведения об образовательной организацииПерсонифицированное дополнительное образование КонтактыКарта сайта
  Министерство образования и науки Российской Федерации      
© 2011-2019  Дом детского творчества

Проект при поддержке компании RU-CENTER

Работает на Amiro CMS - Free